Плата за вывоз мусора: право или обязанность владельцев частных домов?

15.07.2018

В адрес ГУП «Вилейское ЖКХ»  часто поступают обращения граждан о необходимости разъяснения вопросов заключения гражданами, имеющими в собственности жилые дома, договоровна оказание услуг  по обращению с твердыми коммунальными отходами, внесения платы за эти услугиДанная статья ответит на возникшие вопросы.

Утилизация мусора – насущная проблема, решение которой касается каждого и должно проходить в установленном законом порядке.

Бывают случаи, когда владельцы частных домов, особенно на селе, отказываются вступать в договорные отношения с ГУП «Вилейское ЖКХ» по оказанию услуги вывоза мусора. Кто-то из домовладельцев утверждает, что справляется с мусором самостоятельно, вывозя на полигон, или же всё сжигают в печи. Кто-то сетует: если рядом нет контейнера, так за что платить?

При всем уважении к заявителям все же хочется усомниться в истинности утверждения. Самое красноречивое подтверждение тому, что отходов на селе образуется предостаточно, - существующие мини-полигоны, которые завалены мусором от населения. А также наличие несанкционированных свалок, как в самих населенных пунктах, так и за пределами: в лесах, прибрежных районах.  В таких случаях все винят друг друга. Но от этого никому не легче: свалки растут.

Граждане несут обязанность по раздельному сбору отходов и размещению их только в санкционированных местах. Данные нормы закреплены как обязанность граждан в ст.17 закона Республики Беларусь от 20 июля 2015 года №271-3 «Об обращении с отходами». В соответствии с ним каждый гражданин нашей страны обязан проводить раздельный сбор отходов. Все коммунальные отходы, образующиеся на территориях населённых пунктов, подлежат сбору и удалению в санкционированных местах хранения и захоронения отходов. Несанкционированное размещение отходов, самовольное их захоронение запрещены.

Указом Президента Республики Беларусь №535 от 31.12.2015г «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» внесены изменения в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, согласно которому услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является основной, что означает обязательность оказания данной услуги населению.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008г. №405-3 предусматривает обязательность заключения договора на оказание  основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, но и для потребителя.  

Предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами. В соответствии со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан является транспортное средство при подомовом объезде частных домовладений либо контейнерная площадка.

Следовательно, граждане, проживающие в частных домах, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такие понятия как «отсутствие отходов» и «отходы не образуются» действующим законодательством не закреплены.

 

Начисления за обращение с ТКО производятся согласно Положения о порядке расчёта и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. №571 (далее - Положение).

Им, в частности, определено, что плата за вывоз, обезвреживание и переработку твёрдых коммунальных отходов рассчитывается по субсидированным тарифам для населения исходя из норматива их образования, установленного местным исполнительным и распорядительным органом, и количества зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания граждан.

Норматив образования ТКО установлен решением Вилейского районного исполнительного комитета № 115 от 7.02.2017г. Решением Минского областного исполнительного комитета устанавливаются тарифы на вывоз твёрдых коммунальных отходов, и они едины для всех потребителей жилищно-коммунальных услуг.

К сведению, в настоящее время оплата на одного человека за вывоз мусора в месяц в благоустроенных жилых зданиях составляет 0,88 рублей, в неблагоустроенных жилых зданиях, находящихся в коммунальной собственности и собственности граждан – 1,81 рублей.

Статья 16 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» содержит перечень лиц, имеющих право на 50% скидку с платы за обращение с ТКО. К таким лицам, в частности, относятся  инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста.

Для оформления льготы необходимо в абонентское бюро (г.Вилейка, ул.Горького,14) предоставить соответствующие документы.

Длительное отсутствие по месту регистрации не является основанием для расторжения договора на предоставление обязательной жилищно-коммунальной услуги.

В случае отсутствия плательщика коммунальных услуг по месту жительства более 10 суток подряд при условии если плательщик предварительно поставил в известность об этом организацию, производящую начисление платы за коммунальные услуги, Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005г. №1466, предусмотрен перерасчет.

Для проведения перерасчёта платы за коммунальные услуги необходимо представить соответствующие документы. При выезде за границу, к примеру, именные проездные билеты или другие документы, подтверждающие нахождение за пределами страны. Перерасчёт может быть произведён, если представлены справки из санаторно-курортных и других оздоровительных организаций, о пребывании в больничном стационаре, с места предварительного заключения или лишения свободы, из части по месту прохождения срочной воинской службы, сборов. При выезде в другие сельские населённые пункты или на дачные участки, на учёбу, в командировку представляется справка из сельского исполнительного комитета, садоводческого товарищества, учебного заведения, с места работы. При выезде для ухода за инвалидом I группы либо, лицом, достигшим 80-летнего возраста – справка районного управления по труду, занятости и социальной защите населения.

Если пожилые люди выезжают на зиму к детям в город, они могут зарегистрироваться по месту пребывания в городе и представить в организацию, начисляющую плату за обращение с ТКО, письменное заявление и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания.

Не редкость, когда дома используют под дачу, а также имеются жилые дома в собственности граждан, в которых никто не зарегистрирован, в этом случае начисление платы  производится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика по субсидируемым тарифам для населения, что предусмотрено  п. 52 Положения.

Если в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства 3 человека, проживает 1 человек, то придется платить за 3 человека. И это справедливо, ведь те, кто проживает в другом месте, там за вывоз отходов не платят.

В случае, если на придомовой территории установлен контейнер для сбора ТКО и предприятие ЖКХ имеет техническую возможность оказывать данную услугу, то плата за вывоз, обезвреживание и переработку ТКО рассчитывается не по мере накопления контейнера, а исходя из норматива образования отходов, установленного местным исполнительным и распорядительным органом, и количества зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания граждан.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса Республики Беларусь собственники жилых помещений обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.

Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения – со дня возникновения права собственности на эти помещения. При переходе прав на жилое помещение обязанности по внесению платы за ЖКУ несут собственники жилого помещения до момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение, наниматели – до окончания срока действия договора найма либо до момента расторжения такого договора.

В случае, если потребители владеют жилым помещением (одноквартирным жилым домом) на праве общей собственности, договор на оказание жилищно-коммунальных услуг заключается со всеми собственниками либо с одним из них по соглашению между ними.

В случае отказа от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, собственники жилых помещений не освобождаются от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, отказ от заключения договора не является причиной неоказания этой услуги и не освобождает собственников жилых домов от внесения платы за оказанные услуги.

Задолженность может быть взыскана на основании исполнительных надписей нотариусов, а при наличии спора - в судебном порядке. Плата за ЖКУ вносится за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца. Граждане, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за ЖКУ, уплачивают пеню в размере 0,3% за каждый день просрочки платежа.

В случае принятия наследства задолженность по плате за ЖКУ погашают наследники в порядке, установленном статьей 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.  

Для заключения договора  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предлагаем гражданам обратиться в ГУП «Вилейское ЖКХ» по адресу г.Вилейка, ул.Красноармейская, 84 (участок «Сануборка»). При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение, и документ, удостоверяющий личность.  

Обращаясь к собственникам жилых помещений, не заключившим договор на оказание услуг по обращению с ТКО, хочется напомнить, что охрана окружающей среды – долг каждого.

Created by Sloik Imaging